г. Южно-Сахалинск
Коммунистический пр., 39 Б
Тел: 424613, 429615 приемная
Факс: 422099
 
Торги, Конкурсы, Тендеры.

С выходом указа Президента РФ [1], а впоследствии федерального закона [2] все заказы на проектно-изыскательские и строительные работы, финансируемые из средств федеральных и региональных бюджетов, распределяются через проведение подрядных торгов (конкурсов).

С самого начала внедрения системы подрядных торгов в Сахалинской области институт принимал и принимает в них самое активное участие, в основном в конкурсах организуемых управлением капитального строительства администрации Сахалинской области. Опыт, накопленный институтом, позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся практика проведения подобных конкурсов дискредитирует саму идею торгов, не дает реализовать, заложенные в ней положительные стороны, а в отдельных случаях противоречит общим правовым принципам, заложенным в [3]. Механизм определения победителя настолько формален и несовершенен, что не позволяет учесть множество существенных факторов, за исключением стоимости, да и та в силу несовершенства технической части конкурсной документации бывает, далека от реальной.

В статье 447 п.4 [3] и в статье 21 [2] прямо говорится о том, что победителем конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия, а не цену. В данном случае следует понимать, что условия это, по сути, совокупность предложений Поставщика (Претендента) в той или иной степени отвечающих требованиям и ожиданиям Заказчика. При этом критерии оценки и методология их учета в конкурсной документации это инструмент, который должен быть направлен на то, чтобы выявить эти самые лучшие условия. На этом вопросе (критерии и механизм оценки) хотелось бы остановиться подробнее.

Из сложившейся на сегодняшний день практики проведения торгов, применяемые критерии оценки конкурсных заявок в той или иной степени охватывают следующие условия, предлагаемые Претендентами.

1. Цена (стоимость) работ - 50÷70%;
2. Сроки выполнения работ - 30÷40%;
3. Квалификационные требования - 10÷20%;
4. Требования к поставляемой продукции – (как правило, не учитываются в конкурсной документации или отражены очень слабо, за исключением архитектурных проектов, где могут достигать доли до 30%).

В процентах указана весовая доля (значимость) критерия по каждому условию, учитываемая при определении общей, балльной оценки.

 

Ценовые критерии

Первый аспект ценового критерия, на котором хотелось бы остановиться это его слишком высокая весовая доля в интегральной оценке. Путем несложных математических вычислений, используя наиболее часто применяемую методику подсчета баллов (max = 1000 баллов) легко убедиться, что при столь высокой весовой доле этого критерия при разнице цены в 10% и примерно одинаковых сроках выполнения работ квалификация Поставщика и требования к продукции уже не имеют никакого значения для общей балльной оценки. Претендент, предложивший цену меньше на 10%, при общей оценке, получит наибольший балл вне зависимости от количества баллов полученных по другим критериям.

Второй аспект в критериях цены, который на сегодняшний день никак не учитывается, состоит в следующем. Предположим, в торгах принимают участие три Претендента:

a) Юридическое лицо (Сахалинская область);
b) Предприниматель без образования юридического лица (Сахалин-ская область);
c) Юридическое лицо (Хабаровский край).

Цену, предложенную этими тремя Претендентами нельзя сравнивать напрямую, поскольку у Претендента b) совершенно отличная от Претендентов a) и c) система налогообложения, в то же время Претендент a) должен по закону выплачивать северные надбавки, коэффициенты и проезды в отпуск своим сотрудникам в отличие от Претендента c).

Следовательно, необходимо определить и ввести поправочные коэффициенты к ценам этих участников, для того чтобы их можно было корректно сравнивать. В противном случае по нашему мнению нарушается основополагающий законодательный принцип, заложенный в [3] об обеспечении равных условий для всех участников при проведении конкурсов.

Третий аспект, от которого в самой значительной степени зависит цена, это качество технической части конкурсной документации, представляемой Претенденту организатором торгов.

Мы глубоко убеждены, что невозможно корректно определить цену конкурсной заявки, не имея полных исходных данных для конкурсов по проектным работам и проектной документации в качестве исходных данных для конкурсов по строительству. Техническая часть также должна содержать исчерпывающие сведения о предмете торгов (п.22 [1]) и требованиях к продукции [4], о которых будет сказано ниже.

В случаях, когда техническая часть недостаточно проработана, возникают неопределенности и в этих условиях одни Претенденты заявляют очень высокую цену, опасаясь последующих рисков, другие более авантюристичные, заявляют ту цену, которую они смогли определить на основе представленной им информации в технической части и эта цена неизбежно будет заниженной (демпинговой). А поскольку организатор торгов и сам не может определить более менее реальную цену вследствие плохо проработанной технической части, он выбирает Претендента с более низкой ценой и объявляет его победителем. В результате вместо экономии бюджетных средств получаются многомиллионные убытки, что и произошло при строительстве линейного ускорителя на территории областного онкологического диспансера в г. Южно-Сахалинске.

 

 Временные критерии

В части временных критериев очень важно, чтобы организатор торгов смог сам определить реальные сроки выполнения работ, которые были бы соответствующим образом обоснованы, а не назначены волюнтаристски. В противном случае произойдет то же самое, что было описано выше.

Для конкурсов на проектные работы, в случае если Заказчик поручает Претенденту проведение согласований и экспертизы проекта, срок их проведения не должен включаться в общий срок работ, который впоследствии будет оцениваться, поскольку Претендент не может влиять на сроки, зависящие от сторонних организаций.

 

Квалификационные критерии

Как известно в общей совокупности критериев оценки квалификации оцениваются такие условия как: наличие соответствующих лицензий, опыт работы, надежность и репутация, финансовое положение, наличие необходимых материальных и трудовых ресурсов, оборудования, подготовленность персонала (наличие сертификатов о повышении квалификации, в том числе аттестатов Госстроя РФ, наличие сертифицированной системы управления качеством) и т.д.

Как правило, все это в той или иной степени учитывается в конкурсной документации, однако, из-за низкой весовой доли этого критерия в общей оценке, как было показано выше, не оказывает никакого влияния на итоговый результат. Налицо абсолютно формальный подход, с одной стороны важнейшие квалификационные критерии, обусловленные нормативными документами [1] и [2] предусмотрены, с другой стороны, реально ничего не значат по причи-не ущербной методологии интегральной оценки.

Вследствие этого победителем конкурса по значимому (крупному) объекту может оказаться  Претендент, не обладающий возможностями для качественного выполнения работ, не имеющей в своем составе постоянных сотрудников необходимой квалификации, не имеющий соответствующей материальной базы и оборудования, системы контроля качества и т.д.

Здесь важно отметить, что в соответствии со статьей 761 [3] проектная организация несет ответственность за качество технической документации, по которой построен объект в течение всего жизненного цикла здания, сооружения и обязана возместить Заказчику материальный ущерб, в случае если будет установлено, что он возник в результате некачественной проектной документации.

К сожалению, ныне действующее законодательство позволяет уйти от этой ответственности путем прекращения деятельности предприятия, учреждения нового, перерегистрации и т.д. Ни для кого не секрет, что многие мелкие вновь созданные фирмы так и поступают и зачастую именно в этих целях, бросая старую фирму со всеми долгами и прочими обязательствами и создавая новые.

Результатом неадекватной оценки надежности Претендента может явиться то, что с течением непродолжительного времени Потребителю строительной продукции не к кому будет предъявлять претензии о некачественной проектной документации.

 

Критерии, основанные на требованиях к продукции

Один из самых важных, а по нашему мнению самый важных аспект, который должен соответствующим образом учитываться в интегральной оценке конкурсной заявки – требования к продукции (объекту, проекту). В сложившейся практике торгов по проектным и строительным работам эти условия либо отражаются в конкурсной документации очень слабо или вообще никак.

Весовая доля критерия для оценки выполнения требований к продукции на наш взгляд должна быть в пределах 30÷50%, ведь именно эти требования  отражают, что и какого качества должен получить Заказчик. При этом под Заказчиком понимается не инвестор или организатор торгов и даже не Заказчик-застройщик, а именно Потребитель – тот, кто будет эксплуатировать объект, осуществлять в нем предусмотренные назначением виды деятельности или жизнедеятельность.

Строительная продукция имеет свои особенности. Во-первых, это технически сложная продукция, которая должна отвечать очень многим требованиям. Во-вторых, не всегда возможно заранее представить Потребителю натурный образец продукции, или сослаться на какой либо единственный нормативный документ Гост или ТУ, как это возможно в случае простых закупок. Именно поэтому очень важно при организации конкурсов адекватно определить и оце-нить эти требования и ожидания Потребителя.

Несмотря на очень большое количество этих требований (причем как объективных, так и субъективных) и возможных критериев для их оценки, по нашему мнению можно выделить основные из них:

1. Наиболее полное функциональное соответствие (объекта, проекта) требованиям Потребителя.
2. Технологическая, экологическая безопасность, взрывопожаробезопасность и надежность при эксплуатации.
3. Архитектурная выразительность и эстетичность.
4. Энергоэффективность (с возможностью сравнения показателей).
5. Соответствие технико-экономических показателей установленным требованиям, в том числе технико-экономических показателей в период эксплуатации объекта.
6. Эксплутационная надежность предлагаемых конструктивных, инженерных систем, материалов и оборудования, материалов наружной и внутренней отделки.

Безусловно, для качественной подготовки и оценки требований к продукции организатор торгов должен иметь постоянный контакт с будущим Потребителем, а также, учитывая определенную сложность подготовки конкурсной документации и оценки предложений Претендентов привлекать к этому квалифицированных специалистов, создавая при необходимости соответствующие подкомиссии в рамках общей организации и проведения торгов. Необходимо также взвешенно подойти к назначению временного срока подготовки предложений для Претендентов, чтобы дать им возможность качественно подготовить заявку.

В качестве примера неадекватного учета организатором торгов требований Потребителя к строительной продукции, можно привести конкурс по ремонту здания арбитражного суда в г. Южно-Сахалинске. В результате конкурса был определен победитель, который, по мнению управляющего суда не отвечал его требованиям, ни по квалификации, деловой репутации и надежности, ни по требованиям к долговечности, эстетичности и архитектурной выразительности фасадов, ни по выполнению требований к внутренней отделке и обустройству помещений.

В заключение мы хотим отметить, что нам представляется полезным проведение общественных обсуждений этих проблем с привлечением широкого круга специалистов строительной отрасли и других заинтересованных лиц.

Мы будем искренне благодарны за Ваше участие в обсуждении данной темы и не оставим без внимание ни одно сообщение, содержащее серьезные, конструктивные предложения по данной проблеме.


Нормативные ссылки:

[1] «Положение об организации закупки товаров и услуг для государственных нужд», утвержденное указом Президента РФ «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» №305 от 08.04.1997г.

[2] Федеральный закон №97 от 06.05.1999г. «О конкурсах на размещение заказов не поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

[3] Гражданский кодекс РФ ч.1, ч.2.

[4] Методические рекомендации по разработке технической части тендерной документации и оферты претендента. /Госстрой РФ – М, ГУП ЦПП, 1998г./

 

С уважением, Генеральный директор  И.А. Емельянов.


Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Powered by AkoComment 2.0!


 
ЯЗЫК
 
ПОИСК ПО САЙТУ

 

СТРОЙПЛОЩАДКА
01.jpg
03.jpg
01.jpg

 

ПАРТНЕРЫ

Трансстрой-Сахалин
Телефон: 722-311
Факс: 722-640
Адрес: ул. Пограничная, 65
E-mail: tssakh@karafuto.ru
Web: www.tssakhalin.net

Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.
Телефон: 732-000
Факс: 732-012
Адрес: ул. Дзержинского, 35
Web: www.sakhalinenergy.com

Эксон Нефтегаз Лимитед
Телефоны: 727-160, 727-161, 727-162, 678-800 приемная
Факс: 462-630
Адрес: ул. Пушкина, 80
Web: www.sakhalin1.ru
Web: www.sakhalin1.com

Сахалинский Международный Экспоцентр
Телефон: 460-090
Факс: 460-074
Адрес: ул. Комсомольская, 154, оф. 600
Web: www.sakhexpo.ru


 
© 2006-2008 ОАО Сахалингражданпроект
Разработка сайта: © 2006 Firewall
В разработке сайта использованы технологии компании © 2000 - 2005 Miro International Pty Ltd. Все права защищены.